Предлагаем вашему вниманию статью, родившуюся в стенах нашего клуба.

Впервые опубликовано: http://www.snob.ru/profile/10969/blog/45963

Древняя традиция будущего. Китайское чаепитие: 1000 лет в любом направлении

Почему древняя? Потому что в Китае пьют чай уже несколько тысяч лет.

Почему будущего? Потому что здоровья и живучести у этой традиции ещё на столько же хватит. Её не стёрли ни монгольское иго, ни многократные смены династий, ни беспокойный ХХ-й век, ни «культурная революция».

А теперь давайте разберёмся: что с китайским чаем происходило, чем он силён, что с ним может случиться в следующих сериях.

История. Этапы.

Как чайный куст каждый год даёт новый урожай, так всякий новый период жизни страны отзывался в чайной традиции актуальными нововведениями. Что бы ни происходило со Срединным Государством, чаепитие всегда оставалось адекватно своему времени, отражая в каждой чашке характер эпохи и её людей.

Европейский зритель ждёт от «чайной церемонии» непоколебимого канона, неизменного с древности. Вникнув же, обнаруживает, что исторический путь чайного искусства — нескончаемая череда перемен.

Свойства чая — целебные и питательные — были обнаружены совсем древними китайцами, буквально в доисторическое время, на которое указывают мифы. Возможно, около пяти тысяч лет назад. Но пить чай стали не сразу, а лишь в первом тысячелетии до нашей эры.

Ещё чуть позже, за 200 лет до Рождества Христова, стали помимо сбора с диких лесных деревьев культивировать чай в садах, на плантациях.

И ещё тысячу лет чай прожил без канона, полновесное описание традиции появилось лишь во времена роскошной династии Тан, в VIII в.Автор «Чайного канона» Лу Юй собрал обширную информацию о чае своего времени. От него узнаём, что чай тогда сохраняли спрессованным, а приготовление напитка требовало немалого мастерства. Чай измельчали и однократно варили из него густой ароматный «бульон», уделяя внимание множеству деталей, от тщательного подбора воды и древесины для розжига до нюансов обращения с многочисленной драгоценной утварью.

Следующая династия Сун (X-XIII века) подняла эстетизм чаепития на новый уровень, а её последний правитель Хуй Цзун прослыл «чайным императором», написав примечательный трактат о чае своей эпохи. В трактате упоминается и белый чай.

В те времена для приготовления чашки чая листья размалывали в тончайшую пудру, затем сбивая их в плотную ярко-зелёную пену — именно здесь коренится японская чайная церемония, донесшая до наших дней такой подход, Китаем давно уже оставленный в прошлом.Поднебесная менялась, менялись её хозяева. Случилось время владычества монголов — тех же самых, что подчинили своей власти и Центральную Азию, и Русь. Правда, они чай ничем особо ценным не обогатили, но успели его полюбить и уже не смогли исключить из собственной гастрономической программы.

А чуть позже настоящая революция явилась из крестьянских кругов: именно среди людей, чай выращивавших, появилась новая «примитивная» традиция заваривания чайных листьев. Не варки и не взбивания, а простого заваривания. И когда в XIV в. пришла к власти новая династия Мин, первый её правитель, сам крестьянских корней, сделал всё для утверждения привычного ему заваривания в качестве единственно верного чаепития нового времени. Уже было известно, как сохранить чайный лист, не спрессовывая его — появились рассыпные листовые чаи, чай стал разнообразнее, вкуснее. Опыт, прогресс и обновление технологических возможностей привели к полному изменению облика чайной церемонии: только теперь в ней появился такой важный участник, как чайник, чай стали готовить в несколько приёмов, слой за слоем раскрывая вкус в череде заварок.

Теперь приготовить из чайного листа вкусный напиток стало легче, традиция стала доступнее и расцвела многообразием: именно в это время появились улуны, различные сорта обособились и приобрели характерные черты.

А ещё в это же время о чае узнали европейцы. И незаметно для себя оказались очарованы вкусом и пользой напитка. Ведь он радовал сердце не меньше вина, ещё и наводя порядок в голове. Не хуже вина. Лучше вина. Вместо вина.

Действительно значимым, стратегическим продуктом для европейских держав, активно торговавших с Поднебесной, чай станет в годы правления следующей династии — Цин. И эта значимость чая для Британии&Co ещё окажется проблемой Китая, когда неудобный для себя торговый баланс европейцы решат исправить выведением на китайский рынок нового товара — опиума, производимого в южных колониях, успех которому призваны были обеспечить «опиумные войны» XIX века. Но это уже совсем другая история.

Вернёмся же к династии Цин. Это был новый расцвет изящных искусств, и конечно же чая. Время, когда возникли лучшие Императорские Чаи, знаменитые до сегодняшнего дня: улуны Те Гуаньинь и Да Хун Пао, зелёные «Колодец дракона», «Изумрудные спирали весны», «Тыквенные семечки Луаня» , «Главарь обезьян из Тайпина» и хуаншаньский Мао Фэн, жёлтый сорт «Серебряные иглы Цзюнь Шань», белый Бай Хао Инь Чжэнь, великолепный красный чай из Цимэнь. Для дворцовых нужд чай изготавливается особо тщательно, каждый этап изготовления оттачивается до безупречности, а описания высоких стандартов оказываются сохранены в придворном документообороте. Приобретает масштаб и любовь к высокому чаю, и производство превосходных предметов утвари: чайников исинской глины, чашек и чайниц из фарфора, чайных столиков и резных инструментов.Чай ещё вкуснее и разнообразнее, чаепитие красивее — как же его не любить?

Но пришёл ХХ век, императорская власть была свержена, и высокому чаю пришлось затаиться на время. Массовое производство росло, упрощалось, транспорт ускорялся и дешевел, чай становился всё доступнее. И скучнее. Ведь чтобы культивировать красоту и совершенство, они должны быть кому-нибудь очень нужны. До этого ли было? Войны, оккупация, революции, репрессии, инициативы Мао — место красоте было предельно сужено в этот век. Зато росло индустриальное производство, и чайное в том числе.


А подлинный чай тёк тонким ручейком вдали от громких событий. В далёких горных монастырях и деревнях, сильных традициями семьях аристократических корней,  в кругу городских интеллигентов, умников и чудаков.

Согревал своих ценителей накопившимся за сотни лет теплом культуры, и сам сохранялся их заботой и вниманием. И выжил. Удивительно, но выжил.

Это стало очевидно под самый занавес века и тысячелетия. Новый дивный мир, стеклобетонный и скоростной, глобальный и не помнящий родства, наслаждался лёгкостью от сброшенного багажа патриархальных пережитков. Но вот по настоящему чаю, сам того не сознавая, соскучиться успел. Сколько ж можно субпродуктами жажду утолять?

В последней четверти века новая жизнь древней традиции стартовала с Тайваня, где была переосмыслена и заново придумана китайская чайная церемония. Актуальная, эстетически и идейно обновлённая, современная, технологичная, интересная, она распространяется по миру и везде находит своих поклонников.

В Россию эта мода пришла в одни годы с материковым Китаем — в середине 1990-х. Уже тогда в Москве появляются ценители высокого китайского чая, осваивающие чай как профессию. К началу 2000-х здесь созданы несколько беспрецедентных по качеству и разнообразию чайных коллекций, а сообщество профессиональных чайных мастеров успешно исследовало основы традиции и экспериментировало с адаптацией к современным реалиям древних техник приготовления чая (пример — удачная реконструкция метода Лу Юя, один из самых ярких новых способов приготовления напитка, укоренённых в старой традиции).

Что же актуально сейчас, где бьётся пульс сегодняшнего чая?

Китайцы, вновь узнав о разнообразии своей собственной традиции, по-прежнему предпочитают зелёные чаи всем прочим. Всмотревшись, заметим, что пристрастия жителей Поднебесной не одинаковы — они региональны. В большинстве случаев пьют чаи своего региона, если в этой местности чай растёт. Либо что-то из общенациональных хитов, в согласии со сложившимися городскими традициями и социальным статусом. Пьют постоянно, пьют везде, пьют то, что доступно. Не особо вникая.


Действительно увлечены подлинным качеством чая в Китае те же единицы (тысячи, десятки тысяч в масштабе полуторамиллиардной страны), что и в Москве, в Японии и Корее, в отдельных более удалённых от эпицентра очагах чайной культуры.

А вот в этих «очагах» можно найти живое дыхание древности, устремлённой в будущее — сегодняшние тренды чайного интереса. Два больших явления современного высокого чая — улуны и пуэры — постепенно завоёвывают и широкую аудиторию. Улуны — знаменитые потрясающим собственным ароматом, наблюдаемым в лучших образцах. Пуэры — привлёкшие внимание способностью к дозреванию в процессе выдержки.Те и другие в высшем сегменте качества некоторым образом перекликаются с благородным алкоголем: те же терруарно обусловленные нюансы органолептики; та же значимость года, сезона, погоды в момент сбора; тот же сложносочинённый лабиринт цен; тот же градус ожиданий и уровень вдохновения.

Плюс разнообразие сортов: как пример, в Москве есть коллекции, содержащие до сотни разновидностей улунов и столь же значимый фланг пуэров.Плюс относительно высокая (по сравнению с зелёным чаем) способность этих чаёв к сохранению полноты свойств в течение разумных сроков жизненного цикла.

А главное — эти чаи адекватны духу времени, запросу дня. Густой вкус пуэра сообщает полноту сил и уравновешенную бодрость. Пуэр минималистичен и строг, укоренён в спокойствии, выдержан, способен простить даже существенные огрехи техники заваривания. Улун очаровывает многогранным ароматом, переливами вкуса и цвета. Он вдохновляет, удивляет, в нём гармонично соединены свежесть и зрелость, терпкость знания и сладость комфорта, его аромат выразителен и неуловим, неописуем. Пуэры — вглубь, улуны — ввысь.Улуны и пуэры универсально хороши для любого времени года. Удовольствие от чаепития с улуном или пуэром вполне доступно новичку, но и совершенствоваться в их приготовлении можно бесконечно.

И вот мы видим: чайная церемония не просто сохранилась, как остаются сохранны музейные объекты.

В высоком чае сохранилась главная его ценность — способность к изменению вместе со временем. Способность быть адекватным окружающей жизни.Способность быть собой, находить себя здесь и сейчас, в полноте момента.

Современники ищут пользы даже в удовольствии. Одному нужна бодрость, силы для ежедневной активности. Другому — успокоение. Третьему — поддержка в бесконечной череде перелётов, дел, встреч, тем. На все эти (и многие другие) случаи есть в современной чайной традиции свои ответы. Благородные сорта чая теперь можно пить церемониально или между делом, продолжительно или за несколько минут, в специально обустроенном чайном заведении или не покидая офисного стола, а то и в дороге, в самолёте, за рулём, или сидя на красивом холме. Возможны варианты.

Надо только раздобыть отличный чай и проникнуться его вкусом — и эта музыка будет вечной.

пить чай. видеть чай. знать чай. Справки и резерв столиков по чайФонам:
+7903-010-80-30
+7926-165-0008
+7495-22-55-996

Leave a Reply

http://www.buywatcheswiss.com/ копии часов реплики часов копии швейцарских часов