Небольшой доклад чайного шефа ЧВ Виктора Енина на Выставке китайского чая в Сокольниках:

Один из моих чайных учителей говорил о необходимости воспитывать в себе «состояние ожидания важного гостя». И это не про сортировку гостей на важных и не важных! Ты приводишь в порядок зал, посуду, мебель. Проверяешь и пополняешь запасы чая там, где они должны находиться. Открываешь окна, кормишь рыб и птиц, живущих в чайной. Возможно, зажигаешь благовония. Кипятишь воду. Ты спокоен и бодр. Ты готов принять гостей. И каждый из них, будь он завсегдатаем ценителем или случайно зашедшим полным дилетантом в чае, министром или студентом, занудой или благодушным добряком, каждый из них окажется тем самым важным гостем, которого ты ждал.

Думаю, это то самое, что делает мастером «чайного мастера». Если ты уделяешь внимание этому ожиданию, ты обязательно будешь осваивать и технику заваривания, и разнообразие чая, ты будешь внимателен к своим словам и к словам гостя, ты будешь совершенствоваться во всем, что имеет отношение к твоему делу. Скорее всего, ты бросишь курить, чтобы запах табака не передавался чахэ и чашкам, оказавшимся в твоих руках. Ты научишься всегда верно выстраивать баланс в общении так, чтобы уважение к гостю и твоё самоуважение не разрушали друг друга, а укрепляли. В чаепитии не забудешь о том, что чай создан для человека, а не твой гость что-то там должен чаю. При этом чай и чаепитие и твои слова о чае будут такими, что гость, даже не интересующийся чаем, заинтересуется и проникнется твоим отношением к этому продукту и культуре. Не дашь чай в обиду, но и не станешь манипулировать гостем «именем древнекитайской чайной традиции».

Рикю писал о пути чайной церемонии: «Ценнейшее на этом пути — встретиться взглядом друг с другом, коснуться сердцами друг друга».

Надо понимать при этом, что не каждый, кто появился на пороге — гость. Гость это тот, кто приходит и способен быть гостем. В паре гость чаепития/хозяин чаепития неотъемлемы обе роли, и если долг хозяина создать место для гостя, то долг гостя — с уважением принять эту роль и не злоупотребить гостеприимством. Принять хозяина.

Это актуально не только для чайной с церемониальным чаем, но и для более открытых чайных форматов. Только там всё по-другому. Ситуации чайного бара адекватен совсем другой набор навыков и компонентов среды. Коммуникация короче, выразительные средства гостеприимства проще и прямолинейнее, и отношение к гостю проявляется иначе.

С 2008 года мы разрабатывали и тестировали формат чайного бара. Сначала это вызывало даже недоумение наших постоянных гостей («Зачем ты делаешь дешевле и доступнее то, что мы готовы покупать дороже? Те, кто не врубает, все равно не оценят»). Но мы продолжали углублять эксперимент: выездные мероприятия, 5 лет работы чайного бара на всех мероприятиях техно-клуба Арма 17 и первых Аутлайнах (кстати, начиналось всё с опыта чайного сервиса на первых вечеринках Газгольдера в 2005), первые собственные рецепты чайных коктейлей в 2008, десятки сортов чайного мороженого.

И в 2011 нас пригласили в Парк Горького. Было ясно, что теперь всё будет совсем иначе. Но мы еще не знали насколько. Это был непростой вопрос: решаться или нет на этот шаг, ведь назад дороги не будет.

Чайный бар «Пуэропорт» открылся в Парке Горького возле «Бурана» в августе 2012. Мы вышли навстречу очень разнообразной и широкой аудитории. С другими правилами игры, другими ожиданиями, другими возможностями и требованиями.

В 2014 году, готовя предновогоднюю публикацию с «итогами года», я просматривал публикации, сделанные разными людьми по геотегу Пуэропорт. И обратил внимание на фото с чаем у самовара трёх очевидно неординарных гостей из КНР. Под фотографией был комментарий одного из наших гостей: «Ли Кэцян?!» И да, у самовара сидел с чайным коктейлем Ли Кэцян, глава Госсовета Китая. Тогда он в сопровождении Министра иностранных дел КНР Ван И и Посла КНР в Москве Ли Хуэя участвовал в памятных переговорах, а после они гуляли по осеннему Парку Горького. Увидели Чайную высоту: самовар, дымок, чай. Служба безопасности прочекала документы: продукция в порядке, деятельность легальна, персонал со всеми необходимыми документами. И пригласили гостей в зал. Конечно, никто не предупреждал нас об этом визите. Это сложилось спонтанно.

Это случай, когда «ожидание важного гостя» реализовалось буквально в визит предельно высокого гостя. Конечно, это далеко не единичный случай, в разных наших чайных оказывались или бывают регулярно множество известных людей. Но вернёмся к тому, с чего начали: ожидание важного гостя — это ожидание каждого гостя как важного.

Leave a Reply